Translate

27 ноября 2012

Эко-города будущего


Масдар (ОАЭ)
Главная тенденция в развитии крупных мегаполисов – это превращение их из загрязнителей окружающей среды в ее защитников. Все постройки в крупнейших мировых мегаполисах происходят с применением, так называемых, «зеленых технологий», экологических стройматериалов и т.д.

С точки зрения экологических организаций, большинство городов являются на сегодняшний день «экологическими» монстрами, так как они выбрасывают до 80% углекислого газа в атмосферу. Особенно тяжела ситуация в мегаполисах с населением более 10 миллионов человек. По мнению современных градоархитекторов, такие крупные города, как Шанхай, Мехико и Лондон имеют только в том случае будущее, если они найдут способ обеспечить своих жителей чистой водой, воздухом и предоставят им высокую мобильность в рамках этих городов.

 Следующая проблема современных городов – старение их жителей. Этот фактор тоже должен быть учтен в городской архитектуре. Согласно статистике, сегодня жители старше 60 лет составляют 11% жителей всех городов, к 2050 году эта цифра возрастет до 22%. Эти жители городов имеют совершенно другие требования к городской архитектуре, устройству квартир и медицинскому обслуживанию, чем молодое население городов.

Несмотря на вышеописанные проблемы городов, уже сегодня существует ряд мегаполисов, подающих хороший пример в решении экологических проблем. Переставляя акценты с технического прогресса на экологию, профессионалы разрабатывают концепции для городов нового поколения и уже создают их в Швеции, Арабских Эмиратах, Китае, Украине и других странах мира.

Общеизвестно, что главная проблема современного градостроительства – дефицит земли, поэтому они не могут позволить себе роскошь занимать новые территории. Зажатые застроенными предместьями, города вынуждены расти ввысь. Данное обстоятельство создало предпосылки для строительной индустрии XXI века, и теперь градостроительство идет по другому пути, создавая объекты не за городской чертой, а в ее пределах. Города нового поколения, по сути, являются «городом в городе». Их формы самые разные: технополисы, несколько многофункциональных современных микрорайонов с небоскребами, дополненными островками дикой природы, экогорода-сады и другие. Расскажем о некоторых из них.

Швеция (г. Мальмо)
г. Мальмо
Солнечный город Мальмо – город будущего в Швеции. В данном случае, это еще и большой рекламный проект по продвижению возобновляемой энергии во всем мире. Намного легче было бы создавать город будущего с нуля. Но шведы не ищут легких путей, они решили перестраивать третий по величине город Швеции с древнейшей историей и населением в 280 000 человек.
Также жители города поставили своей задачей снизить выбросы СО2 в период с 2008 -2012 на 25% по сравнению с 1990 годом. Чтобы достигнуть данной цели существенные меры были приняты в строительстве, использовании транспорта и в продвижении энергосбережения за последние годы.
В идеале индустриальный город должен использовать для своего жизнеобеспечения исключительно возобновляемую энергию. Солнечные батареи, ветряные установки, тепловые насосы, биогаз – это то, с чего начинается экономия. Так, тепловые насосы для обогрева используют в 70% жилых зданий Швеции.
Перепланирование Мальмо начали по районам. Одним из первых выделили западный район города, в котором располагался порт и корабельные доки. Эта часть города должна полностью обеспечивать свои потребности в энергетике за счет возобновляемых источников. Шведы используют для этих целей солнечную энергию, энергию воды и ветра, а также возможности биогаза.
Солнечные батареи сначала начали устанавливать на школах, больницах, бассейнах, музеях и других объектах муниципальной собственности, показывая таким образом, что государство начинает менять окружающий мир, начиная с себя и тем самым, меняя мнение своих граждан и приучая их к мысли о необходимости и целесообразности перехода на альтернативные источники энергии.
На сегодняшний день Мальмо является городом с наибольшим количеством установленных и используемых солнечных батарей в Швеции. В цифрах это где-то 3400 м2 солнечных батарей, которые производят 500 кВт электричества. Пока что это электричество дороже, чем то, что производят атомные станции. Но шведы смотрят в будущее и, учитывая то, что стоимость электроэнергии постоянно возрастает, то вполне может быть, что солнечное электричество станет вскоре еще и выгодным экономически.
Turning Torso (Мальмо, Швеция)
Солнечная энергия используется в Мальмо двумя способами. Первый – для производства электричества (фотогальванические ячейки), второй – для подогрева воды, которая используется для бытовых нужд и для отопления (солнечные коллекторы).
Поэтому, количество установленных солнечных батарей на здании всегда рассчитывается под потребности конкретного здания. И это еще одна причина того, что в основном установки размещаются на общественных зданиях. Одна такая установка прослужит 25 лет в среднем только по гарантии производителя. Для фотогальванических систем заявленный срок службы около 50 лет. Следовательно, на эти годы финансирование общественных зданий на электричество и отопление из бюджета будет минимальным.
В Мальмо1 м2 солнечных коллекторов производит приблизительно 400 кВт/ч в год, а 1 м2 солнечных (фотогальванических) ячеек производит приблизительно 100 кВт/ч в год. Может это не так продуктивно, как в южных странах, где больше солнечных дней в году, но зато  безвредно, независимо и надолго.
 Мальмо – это не коммерческий проект. Специальная ассоциация в этом городе проводит обучение, семинары, выставки, конференции, посвященные альтернативной энергетике.
Стоимость электричества будет только расти со временем. Это понимают все. Шведы надеются с помощью своей деятельности в этом направлении увеличить интерес общественности во всем мире к возобновляемым источникам энергии и дать толчок в развитии научных исследований в этой отрасли, а также способствовать увеличению производства солнечных установок.
ОАЭ (Mazdar Plaza)
Масдар
Для местных жителей  экогород Масдар постепенно становится реальностью. Город будущего строится в нескольких километрах от международного аэропорта Абу-Даби. В работе используются современные инновационные технологии. Задача – свести к нулю выбросы CO2 в атмосферу. Город Масдар – это своего рода тестирование технологий, что превращает Абу-Даби в исследовательский центр, где проверяются на практике технологии будущего. Этот опыт может быть использован политиками во всем мире.
С эстетической точки зрения город будет сделан в арабском стиле, с технологической – в западном. Энергетические нужды Масдара планируется обеспечивать только за счет солнечной и ветряной энергии. Автомобилей в городе не будет, только общественный транспорт, состоящий из метро и высокоскоростных поездов (PRT) – кибертакси. Чем меньше мусора, чем больше чистой энергии, тем больше качество жизни в городе.
Капсулы-роботы CyberCabs будут ждать своих пассажиров во множестве пунктов города. Человек или группа людей смогут сесть в них, набрать на панели управления пункт назначения и спокойно смотреть, как беспилотное такси отвозит их в нужное место.

Кибер-капсулы
Сеть остановочных пунктов должны связать специальные дорожки (в том числе – воздушные), причем остановившаяся капсула будет сходить с основной «магистрали», не мешая другим вагончикам следовать мимо, благодаря чему будет обеспечена высокая пропускная способность системы и сократится время поездки для каждого конкретного пассажира.
Смета проекта  Масдара составляет  22 миллиарда долларов.
Общая площадь города составит 6 км2. Рядом с основными прямоугольниками-кварталами примостится энергетический блок, значительная часть которого будет отведена под поля солнечных батарей.
Главное, на что обратят внимание прохожие, –  почти весь город будет прикрыт сверху сонмом затейливых ажурных конструкций, создающих на улицах и площадях резную тень. В сочетании с близко стоящими домами, у части из которых еще и стены нависают над тротуаром или выполнены выступающие балюстрады и площадки, этот полог создает необычное чувство уюта.

С практической точки зрения узорчатые пологи будут способствовать снижению затрат города на кондиционирование. Такое вот сочетание стиля и технологий, как и во всем, к чему приложил руку знаменитый  британский архитектор Норман Фостер (см. журн. ЭС№ 8, 2010 г., стр. 18), который нарисовал сказочный Масдар.
Проект  стартовал еще в 2007 году, но лишь сейчас он начал материализовываться. А вообще-то развитие этого удивительного района Абу-Даби (фактически города в городе) рассчитано до 2023 года.
Масдар будет зоной, свободной от промышленных предприятий и неэкологичного транспорта.
Он  призван стать экозвездой региона, которая будет и разрабатывать передовые технологии, и демонстрировать их во всей красе.
Уже к осени нынешнего года свои двери должно открыть одно из первых зданий чудо-града – Институт науки и технологии Масдара (Masdar Institute of Science and Technology), создаваемый при участии Массачусетского технологического института (MIT).
Выбор первого объекта, который должны ввести в строй, символичен. Ведь Масдар намерен повести за собой в «зеленое» будущее все человечество.


Китай (Dongtan)

г. Донгтан

Китай намерен построить эко-город, в котором транспорт будет работать на биотопливе, а электроэнергия  получаться за счет энергии солнца и ветра. Новый город получил название Донгтан. Предполагается, что его построят неподалеку от Шанхая.
Все здания в эко-городе будут суперэффективными в плане экономии электроэнергии. На границе города будет построена сеть высокотехнологичных ферм, которые займутся фильтрацией воздуха и удалением выбросов CO2.
Здания в городе будут строиться с естественной вентиляцией, и поэтому потребуют меньше энергии, а озеленение крыш позволит улучшить изоляцию и фильтрацию воды.
Проектант экогорода Донгтан компания Arup  считает, что в конечном итоге город должен стать безотходным. 100% отходов (в том числе сточных вод) будут собираться, 90% будут использоваться в качестве источника энергии и для орошения, некоторые из переработанных отходов будут служить в качестве удобрений для земледельческих хозяйств города.  Донгтан не будет иметь городской свалки.
 Arup утверждает, что в экогороде Донгтан будет свое производство электрической и тепловой энергии. Здания и транспортные средства будут работать на возобновляемых источниках энергии, получаемой от ветровых ферм и турбин на зданиях, а также от солнечных батарей. Комбинированное производство тепла и электроэнергии будет осуществляться на предприятиях, работающих на отходах, получаемых с рисовых мельниц. Обработка твердых бытовых отходов и сточных вод будет обеспечивать производство метана и других источников энергии.

В трех поселениях, которые окружают коммерческий центр, город Донгтан будет иметь компактную планировку, что сведет к минимуму необходимость использования автомобильного транспорта в пределах города. Все жилье планируется спроектировать и построить в пределах 7 минут ходьбы от остановок общественного транспорта. Предприятия, школы, больницы и т.п. должны быть также легко доступны.
Гости города должны иметь возможность прогуляться за пределами города. Передвижение в пределах города будет возможно на велосипедах, пешком и на транспорте, использующем водородные топливные элементы, на автобусах с солнечными батареями и на водном такси. Лодки будут ходить по сети каналов и озер. Эти энергоэффективные транспортные средства практически не будут излучать парниковые газы.
Проект предполагается завершить к 2050 году.
Украина (г. Одесса)
Комплекс "Хаджибей"
Среди компаний-разработчиков экогородов существуют мировые лидеры, к чьим услугам прибегают все остальные. В Украине пока таких нет. Но в Одессе уже разработали уникальную концепцию экогорода. Территория, выделенная под него, не имеет аналогов ни в одной стране. Ни по великолепному размещению в непосредственной близости от исторического центра, представляющего своей уникальной застройкой интерес для ЮНЕСКО, ни по грандиозности замысла, ни по природным богатствам на ней, ни по масштабам проекта.
По своему замыслу первый украинский экогород значительно превосходит самый впечатляющий ныне проект застройки – Dubailand (площадь 200 км2), где создается крупнейший на Ближнем Востоке развлекательно-спортивный комплекс высшего международного класса.
Территория, выделенная под Экогород, простирается от Пересыпского моста до Крыжановки, от моря до межлиманья. В далеком прошлом лучший район Одессы, превращенный затем в пустующую промзону, обладает несметными сокровищами, которые сейчас никто не использует. Здесь находятся археологические сокровища, заповедная зона для отдыха перелетных птиц, болотистые места с уникальной флорой и фауной, целебная вода Куяльницкого лимана. К тому же, здесь отличный климат. Для мировой практики экоградостроительства это уникальный феномен.
Экогород
Строительство Экогорода позволит Одессе решить главные проблемы: нехватки жилья, вредного производства, дефицита кадров, отсутствия условий для деловых международных отношений, дефицита электроэнергии, проблемы, связанные с транспортом, загрязнением моря портом  и многие другие. На сегодняшний день уже есть ряд проектов для Экогорода, рассмотренных и утвержденных горсоветом.
В частности, запланировано построить современный технополис – комплекс Хаджибейский, аналог «Силиконовой долины», где будут использоваться высокотехнологичные, безвредные производства.
Его предназначением является также создание комфортных условий для жизни специалистам, которые там будут работать. Поэтому данный комплекс, существующий в виде инвестпроекта, рассчитан на семейное проживание, должен иметь необходимую инфраструктуру и быть дополнен различными сопутствующими интересными элементами для отдыха и развлечений.
В Одессе очень заинтересованы вынести на территорию Экогорода многие уже существующие объекты и создать для них совершенно новую, самую современную форму, соответствующую международным стандартам.
«Зеленое строительство» на территории Экогорода в Одессе предполагает решение на самом высоком уровне очень болезненных для мегаполиса проблем, касающихся строительства транспортных магистралей, связывающих поселок Котовского с другими частями города; восстановления морского пути сообщения вдоль побережья – морских трамвайчиков; реализации проектов, связанных с созданием новых городских энергогенерирующих мощностей с использованием очистных сооружений, включения их в замкнутую экосистему с производством биогаза и биотоплива, а также – создания на канале «Хаджибей-море» реверсной гидроэлектростанции.
Альтернативная энергетика в плане реализации одесского Экогорода – вопрос номер один. Он считается приоритетным уже сейчас. Неистощимые силы природы – солнце, ветер, море – являются надежными бесперебойными источниками для использования их в целях получения альтернативной энергии. Поэтому все предложения относительно строительства станций, заводов и предприятий по их переработке рассматриваются Одесским горсоветом в первую очередь.
Первое в Украине крупномасштабное «зеленое строительство» всего лишь планируется. Оно должно стать не только новой «визитной карточкой» украинского мегаполиса и страны, но и примером для подражания всему миру.




©

Комментариев нет:

Отправить комментарий