Translate

27 ноября 2012

Мир выбирает трамвай



г. Лейпциг (Германия)
Трудно найти какое-либо другое изобретение или творение человечества, которое подобно трамваю пережило бы столь стремительное развитие, забвение и возрождение.

Трамвай является одним из старейших видов городского пассажирского общественного транспорта  из существующих в начале XXI века.

Мировая история трамвая началась с конки – трамвая на конной тяге. Первый такой трамвай увидели жители Балтимора (штат Мэриленд, 1828 год).

 Далее трамвай эволюционировал, и лошадей заменила канатная тяга. Произошло это в 1880 году в Сан-Франциско. Канат, который тянул подвижной состав, для безопасности располагался в специальном желобе, проложенном между рельсами. Кстати, тот первый трамвай на канатной тяге успешно просуществовал до наших дней, и сегодня является одной их главных достопримечательностей Сан-Франциско.

 В промежутке между этими двумя технологиями в некоторых городах России и Европы работали бензомоторные трамваи. Однако высокий уровень шума и выхлопные газы не позволили бензомоторным трамваям найти широкое применение.

 В начале 80-х годов прошлого века электрический общественный транспорт вернул былую популярность, как экологически безопасное, простое и удобное средство передвижения.

 С тех пор электрический трамвай мало изменился. Совершенствовались электродвигатели, салон становился более комфортным и безопасным для пассажиров. Но основной принцип электрической тяги и управления трамваем дошли до наших дней в первозданном виде. Электрический трамвай сегодня один из наиболее востребованных и экологически чистых  видов городского транспорта во всем мире.
От истории к современности
Пуск первой трамвайной электрической линии состоялся в 1888г. в г. Ричмонд (США). А уже через 7 лет общая протяженность трамвайных путей в этой стране достигла 12100 км.
 В Европе электрический трамвай также развивался с невероятной быстротой. Большая часть трамвайных сетей в городах Европы была построена или электрифицирована в период с 1895 по 1900 гг. Только за десять лет было построено или электрифицировано более 20 тысяч км путей, а также сконструированы и пущены в эксплуатацию десятки тысяч единиц транспортных средств.
Система трамвайного сообщения подверглась серьезным разрушениям во время  Второй мировой войны и в послевоенное время из-за  экономического упадка и кризиса в инфраструктуре городов. Трамвайные системы были уничтожены в таких городах, как Лондон, Лос-Анджелес, Стокгольм, Рим, Монреаль, Стамбул, Барселона и многих других. В США трамвай был уничтожен во всех средних и малых городах, что составило около 600 систем, общей протяженностью более 100 тыс. км.
 Мотивировались эти разрушения так знакомыми нам сегодня утверждениями о несовременности трамвая, о его недостаточно высокой мобильности, излишней шумности и других факторах, мешающих нормальному движению автомобилей.
Прошло не так много времени и отношение к трамваю кардинальным образом изменилось.
Продолжающееся ухудшение экологической обстановки в больших городах, а также значительное снижение скорости движения транспорта, обусловленное перенасыщением улиц частными автомобилями, вынудили городские власти к принятию решений, направленных на повышение роли общественного транспорта. Указанные решения составляют основу транспортной политики, проводимой высшими органами государственного управления всех высокоразвитых стран.
Высокогорный трамвай Шамони (Франция)
Возрождение трамвая началось в 80-е годы, сначала в Северной Америке, а затем в Европе и во всем остальном мире. При этом характерно, что оно было вызвано причинами, противоположными тем, из-за которых трамвай исчез. Подвергшийся исчезновению за то, что мешал развитию автотранспорта, трамвай восстанавливается, чтобы создать альтернативу доминированию автомобилей. 
 Давно прошли те времена, когда запах выхлопных газов автомобилей на улицах города считался признаком успеха экономики. Теперь политики в органах государственной власти и органах местного самоуправления в решении экономических и социальных задач видят решающую роль электротранспорта.
 Трамвай является самым современным и популярным, а также одним из наиболее экологически чистых средств общественного транспорта, что при особой актуальности защиты окружающей среды в настоящее время дает ему дополнительные преимущества перед другими видами транспорта.
 Под воздействием этих неоспоримых преимуществ, в том числе – экологичности, надежности, экономичности, комфортабельности, высокой провозной способности трамвай в развитых странах преодолел период отчуждения и вступил в эпоху возрождения и бурного развития.
Сегодня этим видом транспорта обслуживаются жители более 300 городов мира, в т.ч.  и 24 городов Украины.
Экологичный трамвай в Виктор-Харбор (Австралия)
Греция
На территории Греции трамвай появился уже в ХХ веке. В 1910 году первая трамвайная линия была проложена в Афинах. Первый афинский трамвай, а это была архаичная конка, возил пассажиров по центру греческой столицы всего несколько часов в сутки, преимущественно утром и вечером.
Электрический трамвай появился в Греции сравнительно поздно, лишь в конце 1920 годов. Трамвай решал транспортные проблемы Афин вплоть до 1964 года, когда тогдашние власти страны решили отказаться от трамвайного сообщения ввиду дороговизны прокладки новых и поддержки в рабочем состоянии старых линий.
 Возродился афинский трамвай лишь спустя 44 года, в канун Олимпийских игр. На момент торжественного открытия афинской Олимпиады протяженность линии составляла  около 30 километров. Сразу после закрытия игр греческие власти были поражены экономическим эффектом: транспорт, много лет считавшийся убыточным, неожиданно для самих организаторов оказался не только самоокупаемым, но и прибыльным.
Афинский трамвай
Сегодня планируется создание трамвайных линий в Патрах, Янине и Волосе. Власти второго по значению города Греции – Салоник изучают возможности прокладки трамвайных линий.
 Существенное преимущество трамвая в Греции состоит в том, что прокладка метро – дело невозможно долгое ввиду обилия археологических памятников, укрытых в недрах земли. Согласно греческим законам, любое строительство, в ходе которого найдены какие-либо исторические артефакты, должно быть заморожено на неопределенный срок. Поэтому трамвай, экологически чистый и бесшумный транспорт, становится для греков истинной панацеей и решением проблемы загазованности и пробок в крупных городах.
Испания
г. Мурсия (Испания)
История трамвайного движения в Испании мало чем отличается от аналогов в прочих европейских странах. В Мадриде, Барселоне, Толедо и Севилье трамваи появились в начале прошлого века. Естественно, это были конки. А по прошествии полувека, сразу после падения режима Франко, трамваи стали вытесняться более экономичными на то время автобусами.
 И вот, спустя без малого 40 лет после упразднения, на улицы Мадрида выплыл сверкающий трамвай. Внешне это чудо современного трамваестроения напоминает скорее ультрасовременный лайнер – обтекаемые линии, огромные окна, а внутри – полный электронный «фарш».
Успех первой трамвайной линии в Мадриде был поистине оглушительным. Городские власти инвестировали в новый транспорт 180 миллионов евро, но уже после года эксплуатации решили расширить проект. Город стал заметно свободнее от чадящих автобусов, а пробки на дорогах значительно сократились. Кроме того, мадридское метро, перегруженное в часы пик, смогло за много лет перевести дух.
Примеру Мадрида последовали и другие города Испании: вскоре трамвай появился и в промышленной столице севера страны – Бильбао. «Легкий поезд» - так называют испанцы трамвай, перевозит до 180 пассажиров.  Практичные испанцы выпускают на линии строенные составы, что значительно увеличивает их рентабельность.
Швейцария
Трамвай в г. Берн
Швейцарцы как всегда оказались впереди планеты всей. А именно, после почти полувекового перерыва, на рельсы вышел международный трамвай.  Формирующийся рейс в Германии следует через швейцарский курортный город Базель и далее везет пассажиров во Францию.
 В Цюрихе, финансовой столице страны, трамвай и вовсе является доминирующим видом транспорта: 63% пассажирских перевозок внутри города осуществляются именно трамваями. Недалеко от Цюриха отстает и Женева. В этом городе на берегу одноименного озера трамвай ежедневно перевозит до 30% пассажиров.
 Швейцарские власти, озабоченные загазованностью городов, стимулируют интерес населения к использованию этого экологически безупречного транспорта. Специальные месячные проездные билеты дают право на бесплатные пересадки, а студенческие и туристические билеты предусматривают значительные скидки.
Подавляющее большинство кантонов Швейцарии отказались от строительства метро в своих городах, справедливо полагая, что трамвай безопаснее и тише, а инфраструктура для трамвайных линий  значительно дешевле.
Германия
Вуппертальский плавающий трамвай (Германия)
Первый электрический трамвай был продемонстрирован на промышленной выставке в Берлине в 1879 году. Изобретатель этого эпохального транспортного средства – Эрнст Вернер фон Сименс, основатель знаменитой одноименной компании.
Первая трамвайная электрическая линия была смонтирована в берлинском пригороде Лихтерфельд в 1881 году. Мощный по тем временам пятикиловаттный электромотор получал питание, подаваемое на оба рельса. Напряжение в 150 вольт было опасно для пешеходов, особенно в сырую погоду,  когда трамвай передвигался медленно, а пассажирские салоны были страшно неудобными. И все же, трамвай почти сразу полюбился жителям Берлина настолько, что стал самым популярным транспортом. Вскоре трамвайные линии проходили по всему Берлину, а со временем трамвай появился и в других городах Германии –  Бонне, Ганновере и Франкфурте.
 В Германии эпохе трамвая в городах положила конец Вторая мировая война. Бомбежки союзников разрушили большинство трамвайных путей в Берлине, Лейпциге и Дрездене, а денег на их восстановление в тяжелые послевоенные годы, увы, не было. К тому же автомобильный транспорт на тот момент был гораздо экономичнее, а автобусные маршруты можно было проложить практически моментально, ведь рельсы автобусам не нужны.
Однако некоторые линии берлинского трамвая, а также трамвайные маршруты в некоторых других городах продолжали существовать. В восточном Берлине также ходили трамваи чешского производства.
Кстати, такие же трамваи поставлялись и в трамвайные парки Киева, Харькова и Донецка.
Стандартный пассажирский вагон немецкого трамвая с начала ХХ века и до 50-х годов оставался практически неизменным: две деревянные лакированные скамьи вдоль вагона, место вагоновожатого, отделенное стеклянной перегородкой и одна, задняя, дверь для пассажиров.
 Управление трамваем осуществлялось деревянным колесом, диаметром в половину современного автомобильного руля. Двери открывались и закрывались вручную, а сигналы подавались посредством колокольчика, расположенного на внешней стороне вагона, от которого к кабине вагоновожатого вел простой шелковый шнур.
 В 50-60 годы пассажирский салон немецкого трамвая стал более удобным. Пассажирские скамьи, хоть и остались деревянными, стали более комфортными и устанавливались рядами. Появились удобные поручни, а двери стали открываться и закрываться автоматически.
 Предпоследнее поколение немецких трамваев – урбанизированные городские трудяги из стали, алюминия и пластика. Единственная концепция, которую принимали во внимание инженеры-разработчики этих трамваев – это экономия и максимальная вместительность вагонов. Увы, строительство этих вагонов пришлось как раз на годы, когда бензин был дешев, а прокладка новых путей – наоборот, страшно дорога.
 Но последнее поколение трамваев, представленное во всей красе на улицах Берлина, Франкфурта, Кельна и множества других городов Германии – совсем другое дело. Это высокотехнологичные, комфортные вагоны, совершенно безопасные и бесшумные.   
Украинский трамвай
В Восточной Европе электрический трамвай, как известно, впервые появился в г. Киеве. Пассажирские перевозки здесь были начаты 1 июня 1892 года на линии протяженностью 1,5 км. Преимущества электрического трамвая были настолько убедительны и очевидны, что путь от конки и парового трамвая к электрическому в г. Киеве был пройден всего за один год, а все линии конки общей протяженностью  в 25 км были электрифицированы в течение первых трех лет.
 К концу ХIХ столетия трамвай был построен еще в шести городах Украины – Львове, Екатеринославе (Днепропетровске), Елизаветграде (Кировограде), Черновцах, Житомире, Кременчуге.
Тем не менее, на сегодняшний день, Украина проходит свой печальный путь по сокращению использования трамвая. Провозглашая курс к рыночной трансформации экономики, ставя в пример страны Западной Европы, живущие по законам этой самой рыночной экономики, у нас зачастую делается противоположное, или же повторяются ошибки, совершенные в этих странах десятки лет тому назад.
В 1945 году в Соединенных Штатах сожгли последний трамвай, а сегодня во многих городах Америки возобновили трамвайное движение. То же происходит и в городах Европы. Потому что сегодня понятно: в больших городах проблемы перевозки пассажиров невозможно решить без применения трамвая.
Вплоть до начала 90-х годов трамвай занимал доминирующее положение в большинстве крупных городов Украины: Харькове, Донецке, Днепропетровске, Львове, Одессе, Запорожье, Днепродзержинске, Мариуполе, Горловке и др.
Однако, за последние десять лет выпуск трамвайных вагонов на линию и объем транспортной работы, выполненной трамваем в городах Украины, уменьшились более чем в половину.
Известно, что жизнеспособность любого предприятия определяется состоянием его основных фондов. Применительно к транспортному предприятию это определяется состоянием подвижного состава. Общее количество трамвайных вагонов за последние десять лет в целом по Украине уменьшилось на 1100 единиц, что составляет более трети трамвайного парка. Из оставшихся в эксплуатации в городах Украины трамвайных вагонов – 70 % отработали нормативный срок и подлежат списанию.
Возрастающие в геометрической прогрессии транспортные проблемы в крупных городах Украины, загазованность городских улиц, значительно превышающая допустимые нормы, требуют новых решений. Трамвай на сегодняшний момент – это просто находка для загазованных больших городов. У него, как у средства передвижения, настало время возрождения. Ведь уже ушел в прошлое громыхающий на поворотах трамвай, сегодня это бесшумное, комфортабельное, и, главное, экологически чистое транспортное средство.
Производство трамвайных вагонов СП «Татра-ЮГ» было начато в 1994 году. Тогда известное на весь мир предприятие «Южмаш», освоившее к тому времени производство популярных по сей день троллейбусов ЮМЗ, начало совместный с предприятием «ЧКД Прага» выпуск известных вагонов Татра Т6В5.
В 1994-2003 годах было выпущено 38 вагонов, которые поступили и до сих пор работают в Киеве, Днепропетровске, Запорожье, Днепродзержинске, Николаеве и Донецке. Примечательно, что ни один вагон «Татра-Юг»  до сих пор не списан.
В 2001 году предприятие освоило выпуск новых трамвайных вагонов К-1 – принципиально нового типа трамвайного вагона, первого в странах СНГ, имеющего кузов несущей конструкции.
На вагоне К-1 применена электронно-импульсная система управления тяговыми электродвигателями, выполненная на IGBT-транзисторах. Это одно из последних достижений современной науки и техники в области тягового электропривода. Благодаря применению указанной системы управления не только уменьшено потребление электроэнергии из сети в режиме тяги, но и обеспечено рекуперативное торможение вагона, при котором вырабатываемая тяговыми электродвигателями электроэнергия возвращается в сеть. Таким образом, вагон К-1 потребляет на 40-50% электроэнергии меньше, чем другие типы трамвайных вагонов. Надежность такой системы, определяемая показателем «наработка на отказ», на порядок выше, чем у реостатно-контакторных систем, что позволяет увеличить сроки между ремонтными вмешательствами, следовательно, обеспечивает снижение эксплуатационных расходов.
Трамвай К-1, г. Одесса
Благодаря изготовлению наиболее подверженных коррозии элементов кузова из нержавеющей стали и композиционных материалов, а также применению антикоррозионных и лакокрасочных покрытий, производимых передовыми европейскими фирмами, значительно увеличен ресурс кузова.
На вагоне применен статический преобразователь электроэнергии, обеспечивающий надежное питание бортовых низковольтных систем. Он также изготовлен на IGBT-транзисторах.
По сути, новые вагоны являются известными нам вагонами Татра Т6В5, модифицированными под требования современного рынка. Первый вагон в 2002-2004 годах проходил испытания в Киеве. Внешне от серийных он отличался другой формой лобовой маски. В 2004 году вагон вернулся обратно на завод, где его привели к общему со стандартными вагонами внешнему виду и оборудованию. Там он получил новый заводской номер 60 и был продан в Конотоп как новый. Выпуск же серийных образцов был начат в 2003 году и продолжается до сих пор. В настоящий момент выпущено уже более 70 вагонов К-1, большинство из них работает в Донецке, чуть меньше – в Мариуполе, Николаеве,  Одессе, Кривом Роге, Запорожье и Луганске.
Трамвай К1М8, г. Киев
Украинские разработчики не остановились на усовершенствовании вагонов. Было решено обновить всю «трамвайную» систему в стране.
Специалисты разработали новые конструкции трамвайных путей, которые не только в несколько раз снижают уровень шума и вибрации, но и избавляют от блуждающих токов, вызывающих коррозию подземных коммуникаций. Также было разработано и организовано производство трамвайных бесшеечных рельсов, внедрено в производство изготовление плит для укладки указанных  конструкций по новой технологии.
Созданный уникальный производственно-технический отечественный потенциал, в котором задействованы до 100 украинских предприятий, может быть утрачен, если соответствующие властные структуры не будут заботиться об экологическом состоянии городов, как это делается на том же Западе, и не дадут зеленую улицу развитию горэлектротранспорта, как самому чистому, экономически выгодному и самому надежному виду городского транспорта.
Необходимость расчетливее использовать энергоносители и забота об экологической среде городов  заставляют людей сегодня смотреть на городской электротранспорт как на транспорт будущего, поэтому   мир выбирает трамвай.
При подготовке материала использовались источники: www.ecologylife.ru, chemodan.com.ua, www.metromost.com, forum.nashtransport.ru, redigo.ru.



©

Комментариев нет:

Отправить комментарий