Translate

23 ноября 2013

Учимся экономии с детства


Стратегией социально-экономического развития г. Донецк на период до 2020 года предусмотрено ежегодное снижение потребления энергоресурсов на 10-15% и доведение удельного веса энергозатрат в стоимости жилищно-коммунальных услуг до 40%. В этом плане учет потребления энергоресурсов является важной составной частью политики энергосбережения в городе. Наиболее актуальным вопросом сегодня для снижения нагрузки на городской бюджет является уменьшение потребления энергии объектами бюджетной сферы.
К бюджетной сфере относятся и объекты образования.
Не только школы, но и каждое образовательное учреждение может существенно сокращать расходы энергии. Кроме того, школа является одним из ключевых инструментов воспитания экономного отношения к энергетическим запасам у молодого поколения, обучающиеся могут лично участвовать в программе энергосбережения, что даст возможность сформировать в их сознании представление о важности  этого процесса.
На уровне департамента образования и науки Донецкой облгосадминистрации  совершенствуется система работы, которая ориентирована на пропаганду энергосбережения, экономию затрат на топливно-энергетические ресурсы.
Об этом и многом другом рассказал нашему журналу директор департамента образования и науки Донецкой облгосадминистрации, кандидат исторических наук, доцент, Заслуженный работник образования Украины Ю.И. Соловьев.
Юрий Иванович,  что на сегодняшний день делается в Донецкой области для экономии энергоресурсов на объектах образования и какие энергосберегающие технологии внедряются?

– В Донецкой области действует программа «О реализации и организационном обеспечении выполнения Программы энергоэффективности Донецкой области на 2010-2015 года».
Высокий уровень затрат на оплату тепло-энергоресурсов и услуг по энергосбережению учебных заведений, а также ограниченность бюджетного финансирования требуют проведения целенаправленных энергосберегающих мероприятий в регионе. Уменьшение расхода электричества и газа ведет к существенному сокращению финансовых расходов, а, следовательно, и к экономии бюджетных средств.
Так, на сегодняшний день все учебные заведения области на 100% обеспечены приборами учета энергоресурсов, что позволяет вести строгий контроль над их использованием и регулированием расхода, проводить анализ состояния энергопотребления в системе образования.
Для определения потенциала энергосбережения путем проведения энергетических обследований по всем учреждениям областной коммунальной собственности выполнены работы по энергоаудиту. Это позволило установить обоснованную норму энергопотребления, а также осуществить мероприятия по энергосбережению в соответствии с предоставленными рекомендациями.
Большое внимание уделяется вопросу снижения потребления электроэнергии путем замены ламп накаливания на энергосберегающие и энергоемкого оборудования на современное и экономичное.  
Кроме этого, проводится работа по замене деревянных окон на двух- или трехкамерные пластиковые профили. Только в этом году в учебных заведениях области заменено более 6375 оконных блоков.
Особое внимание уделяется модернизации, замене неэффективного, устаревшего оборудования на современное с более высоким КПД.
За прошедшие годы в учебных заведениях городов и районов области: заменено 107 котлов на современные экономичные. Проводится реконструкция угольных котельных с установкой современного экономичного оборудования (например, установка солнечных батарей для  удовлетворения хозяйственных нужд учреждения); осуществляется ряд мероприятий по выводу котельных, оснащенных устаревшим оборудованием из подвальных помещений с установкой современных энергоэффективных котлов;  утепляются здания, фасады, меняются кровли с привлечением целевых экологических (зеленых) инвестиций, что позволяет значительно снижать затраты на теплоснабжение.

- Рассказывают ли на уроках об этом школьникам?

– Современный уровень жизни и прогресс диктуют свои правила, и уже нет нечего особенного, что  в 3-4 года ребенок запросто справляется с премудростями компьютера, с включением и отключением освещения в комнатах. Он также открывает и закрывает краны с водой, знает, где горячая вода, где холодная. Осторожно прикасается к радиаторам отопления и знает, что отопление работает, когда на улице холодно, и не работает, когда на улице тепло. После 5-7 лет его уже начинают  интересовать вопросы: откуда берется газ и как он поступает в квартиру?; почему необходимо заправлять автомобиль топливом и откуда оно берется?; почему отключается электричество и вода и от кого это зависит?; почему нужно выезжать за город и дышать чистым воздухом, а не играть во дворе со своими друзьями?
Конечно, специалисты в адаптированном варианте рассказывают учащимся о том, как энергетические ресурсы и вода поступают к потребителям, какова их стоимость, сколько людей разных профессий задействованы в этом процессе. Особый акцент делается на необходимости разумного использования ресурсов. Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Основное, что получает ученик на уроке – простые и полезные советы, как сберечь воду, электроэнергию и тепло в доме.
Такой опыт способствует решению основной задачи школы – воспитывать разумного потребителя ресурсов и собственника жилья.

– Расскажите, с каких классов начинается курс энергосбережения. Каким образом тема энергосбережения интегрирована в учебный процесс?

Значительная часть учителей интегрируют вопросы  энергосбережения в предметы инвариантной составляющей типовых планов с 1-го класса учебных заведений области (903).
Стоит отметить, что с 2010 года 137 учебных заведений нашей области  принимают участие в международном проекте «Образование для устойчивого развития». Они начинают изучение тем по энергосбережению с 3-го класса. Например, на изучение темы «Рациональное использование энергии» отводится 4 часа. При этом учителя акцентируют внимание учащихся на вопросах, сколько энергии необходимо для жизни, как стать экономным пользователем энергии, как используется энергия в школе.
Во время занятий в 4-м классе проводятся экскурсии, которые позволяют школьникам ответить на вопросы,
где и как производят энергию, а также на вопрос как работает школьная, сельская, районная котельные.
Таким образом, уже в начальной школе учащиеся становятся участниками проекта «Учимся быть рачительными хозяевами», планируют дальнейшие действия и изменения индивидуального поведения в вопросах использования и экономии ресурсов.
Учебные программы естественных дисциплин  предусматривают изучение вопросов энергосбережения.
Интеграция темы энергосбережения осуществляется как в классно-урочной деятельности, так и внеурочной. Проблемы формирования современного отношения учащихся к энергосбережению охватывают большинство школьных предметов. Педагоги проводят интегрированные и бинарные уроки, семинары для учащихся, защиту рефератов, диктанты, сочинения и проекты по данной проблеме.
Например, вопросы по энергосбережению  включены в учебные программы по физике, химии, географии, биологии, экологии и экономике.
Так, в школьном курсе по географии тема энергосбережения освещается  при изучении курсов «Физическая география Украины» (8 класс) и при изучении природных ресурсов;  в «Экономической географии Украины» (9 класс) – при изучении отраслей промышленности и экономических районов; в «Экономической и социальной географии мира» (10 класс) – при изучении глобальных проблем мира или в курсе по экологии (10-11 классы) эти вопросы предусмотрены  в разделах «Система «природа-население-хозяйство» и «Экологические стратегии, направления выхода из экокризисов».
Учащимся предлагаются для выполнения ряд практических работ, в которых необходимо дать оценку ресурсообеспеченности мирового хозяйства или сделать анализ ресурсоемкости производства различных видов продукции. А в программе по физике в 11 классе в разделах «Электрическое поле и ток» и «Электромагнитное поле» предусмотрено исследование учащимися экологических проблем региона, связанных с производством, передачей и потреблением электрической энергии.

– Принимают ли участие учебные заведения Донецкой области во Всеукраинской неделе по энергосбережению?

– Конечно, принимают активное участие. Ежегодно в октябре месяце в учебных заведениях области проводится неделя по энергосбережению, на протяжении которой проводятся различные мероприятия. Например, в этом учебном году в учебных заведениях области проводились:
- тематические уроки «Рациональное использование топливноэнергетических ресурсов», «Экологические проблемы современности», «Возобновляемые источники энергии - пути улучшения климата», «Пути энергосбережения»;
- воспитательные часы по темам «Энергия в окружающем мире», «Чистая энергия», «Интересные факты из истории возникновения электрической лампочки», «Правила безопасного пользования электроприборами», «Правила экономного использования электроэнергии»;
- уроки - игры «Встреча Обычной и Энергосберегающей лампочек», «Электричество: друг или враг»;
- игры-тренинги «Энергосбережение»;
- диктанты «Виды теплообмена», «Будь экономным»;
- акции «Сбережем энергию в нашей школе»;
- тематические выставки литературы «Внедрение современных энергосберегающих технологий»;
- викторины по теме “Тепло – не вещь, его не видно, а беречь его нужно”;
- тематические радиопередачи «Мировые проблемы энергосбережения»;
- виртуальные путешествия-экскурсии по электростанциям Украины: ГЭС, АЭС.
- инструктажи по правилам пользования электроприборами.

– Что еще Вы можете добавить о проводимой работе по энергосбережению в системе образования области?

Во всех учебных заведениях учителя, воспитатели активно работают над  воспитанием бережливости у детей.
Хочу отметить, проведение недели энергосбережения стало очередным шагом по реализации в г. Горловка городского комплексно-целевого проекта «Энергосбережение - шаг к устойчивому развитию». Проект ориентирован на интеграцию в систему образования вопросов энергосбережения путем привлечения подрастающего поколения к учебно-практической деятельности по вопросам эффективного использования энергоресурсов.
Для города стала традиционной система работы, которая ориентирована на пропаганду энергосбережения. Все мероприятия направлены на конечный результат – формирование экономической компетентности школьников, составляющими которой являются компоненты модели выпускника «Энергоэконом». Учителями города разработан методический сборник диктантов по энергосберегающей тематике, который готовится к печати.
В городе Мариуполе ежегодно системная работа по данной проблеме заканчивается региональной научно-практической конференцией «Энергетика. Энергосбережение и экология» для старшеклассников, которая проходит на базе Приазовского государственного технического университета при поддержке городского управления образования. Учащиеся старших классов защищают свои доклады, научно-исследовательские проекты по темам: электрификация,теплоэнергетика и промышленная теплоэнергетика, теплотехника и промышленная экология.
Авторы лучших работ получают не только грамоты, но и денежные призы от компании-спонсора REHAU. 
В Макеевке в городском лицее вышли на практический уровень. Под руководством учителя химии И.В. Костюковой в 2011 году ученик 9 класса Максим Волков разработал проект «Установление экспериментальной модели фотоэлектростанции мощностью 250 Ватт», благодаря которому стал призером  Всеукраинского этапа  конкурса «INTEL EKO Украина» и дважды был призером Международного конкурса по энегросбережению «Sare» в Норвегии.
Эта победа стала толчком для создания мини-фотоэлектростанции в школе. Она была установлена в 2011 году и работает по настоящее время. Мини-фотоэлектростанция снабжает электроэнергией кабинет химии, а ночью обеспечивает внешнее освещение вокруг школы. В день она производит 1,6 кВт электроэнергии. За это время  удалось предотвратить попадание в атмосферу 130,4 т углекислого газа, а также предупредить использование 44,5 грамма радиоактивных элементов и сохранить 89 кВт энергии. На сегодняшний день идет работа по расширению ее мощности.
В заключении хочу сказать, что работа в данном направлении актуальна, и она будет продолжаться. В перспективе мы видим дальнейшее  усиление практической направленности деятельности учебных заведений области, использовании инновационных форм работы, научного потенциала и экспериментальной базы высших учебных заведений.
Всем практикам желаю творчества в дальнейших разработках инновационных проектов в сфере энергосбережения.
 ©



Комментариев нет:

Отправить комментарий