Стратегией социально-экономического
развития г. Донецк на период до 2020 года предусмотрено ежегодное снижение
потребления энергоресурсов на 10-15% и доведение удельного веса энергозатрат в
стоимости жилищно-коммунальных услуг до 40%. В этом плане учет потребления
энергоресурсов является важной составной частью политики энергосбережения в
городе. Наиболее актуальным вопросом сегодня для снижения нагрузки на городской
бюджет является уменьшение потребления энергии объектами бюджетной сферы.
К бюджетной сфере относятся и объекты
образования.
Не только школы, но и каждое образовательное учреждение может
существенно сокращать расходы энергии. Кроме того, школа является одним из
ключевых инструментов воспитания экономного отношения к энергетическим запасам
у молодого поколения, обучающиеся могут лично участвовать в программе
энергосбережения, что даст возможность сформировать в их сознании представление
о важности этого процесса.
На уровне департамента образования и науки
Донецкой облгосадминистрации совершенствуется система работы, которая
ориентирована на пропаганду энергосбережения, экономию затрат на топливно-энергетические
ресурсы.
Об этом и многом другом рассказал нашему
журналу директор департамента образования и науки Донецкой облгосадминистрации,
кандидат исторических наук, доцент, Заслуженный работник образования Украины
Ю.И. Соловьев.
– Юрий Иванович, что на сегодняшний день делается в Донецкой
области для экономии энергоресурсов на объектах образования и какие
энергосберегающие технологии внедряются?
– В Донецкой области
действует программа «О реализации и организационном обеспечении выполнения
Программы энергоэффективности
Донецкой области на 2010-2015 года».
Высокий уровень
затрат на оплату тепло-энергоресурсов
и услуг по энергосбережению учебных заведений, а также ограниченность
бюджетного финансирования требуют проведения целенаправленных энергосберегающих
мероприятий в регионе. Уменьшение расхода электричества и газа ведет к
существенному сокращению финансовых расходов, а, следовательно, и к экономии бюджетных средств.
Так, на
сегодняшний день все учебные заведения области на 100% обеспечены приборами
учета энергоресурсов, что позволяет вести строгий контроль над их использованием
и регулированием расхода, проводить анализ состояния энергопотребления в
системе образования.
Для определения
потенциала энергосбережения путем проведения энергетических обследований по
всем учреждениям областной коммунальной собственности выполнены работы по
энергоаудиту. Это позволило установить обоснованную норму энергопотребления, а
также осуществить мероприятия по энергосбережению в соответствии с предоставленными
рекомендациями.
Большое внимание
уделяется вопросу снижения потребления электроэнергии путем замены ламп накаливания
на энергосберегающие и энергоемкого оборудования на современное и
экономичное.
Кроме этого, проводится работа по замене деревянных
окон на двух- или трехкамерные пластиковые профили. Только в этом году в
учебных заведениях области заменено более 6375 оконных блоков.
Особое внимание
уделяется модернизации, замене неэффективного, устаревшего оборудования на
современное с более высоким КПД.
За прошедшие
годы в учебных заведениях городов и районов области: заменено 107 котлов на
современные экономичные. Проводится реконструкция угольных котельных с
установкой современного экономичного оборудования (например, установка солнечных
батарей для удовлетворения хозяйственных
нужд учреждения); осуществляется ряд мероприятий по выводу котельных, оснащенных
устаревшим оборудованием из подвальных помещений с установкой современных энергоэффективных
котлов; утепляются здания, фасады, меняются
кровли с привлечением целевых экологических (зеленых) инвестиций, что позволяет
значительно снижать затраты на теплоснабжение.
- Рассказывают ли на уроках об этом
школьникам?
– Современный
уровень жизни и прогресс диктуют свои правила, и уже нет нечего особенного,
что в 3-4 года ребенок запросто
справляется с премудростями компьютера, с включением и отключением освещения в
комнатах. Он также открывает и закрывает краны с водой, знает, где горячая
вода, где холодная. Осторожно прикасается к радиаторам отопления и знает, что
отопление работает, когда на улице холодно, и не работает, когда на улице
тепло. После 5-7 лет его уже начинают
интересовать вопросы: откуда берется газ и как он поступает в квартиру?;
почему необходимо заправлять автомобиль топливом и откуда оно берется?; почему
отключается электричество и вода и от кого это зависит?; почему нужно выезжать
за город и дышать чистым воздухом, а не играть во дворе со своими друзьями?
Конечно, специалисты
в адаптированном варианте рассказывают учащимся о том, как энергетические
ресурсы и вода поступают к потребителям, какова их стоимость, сколько людей
разных профессий задействованы в этом процессе. Особый акцент делается на
необходимости разумного использования ресурсов. Степень развития ученика
определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания,
использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Основное,
что получает ученик на уроке – простые и полезные советы, как сберечь воду,
электроэнергию и тепло в доме.
Такой опыт
способствует решению основной задачи школы – воспитывать разумного потребителя
ресурсов и собственника жилья.
– Расскажите, с каких классов начинается
курс энергосбережения. Каким образом тема энергосбережения интегрирована в
учебный процесс?
– Значительная часть учителей интегрируют
вопросы энергосбережения в предметы
инвариантной составляющей типовых планов с 1-го класса учебных заведений
области (903).
Стоит отметить,
что с 2010 года 137 учебных заведений нашей области принимают участие в
международном проекте «Образование для устойчивого развития». Они начинают
изучение тем по энергосбережению с 3-го класса. Например, на изучение темы
«Рациональное использование энергии» отводится 4 часа. При этом учителя акцентируют
внимание учащихся на вопросах, сколько энергии необходимо для жизни, как стать
экономным пользователем энергии, как используется энергия в школе.
Во время занятий
в 4-м классе проводятся экскурсии, которые позволяют школьникам ответить на
вопросы,
где и как
производят энергию, а также на вопрос как работает школьная, сельская, районная
котельные.
Таким образом,
уже в начальной школе учащиеся становятся участниками проекта «Учимся быть
рачительными хозяевами», планируют дальнейшие действия и изменения
индивидуального поведения в вопросах использования и экономии ресурсов.
Учебные
программы естественных дисциплин предусматривают
изучение вопросов энергосбережения.
Интеграция темы
энергосбережения осуществляется как в классно-урочной деятельности, так и
внеурочной. Проблемы формирования современного отношения учащихся к
энергосбережению охватывают большинство школьных предметов. Педагоги проводят
интегрированные и бинарные уроки, семинары для учащихся, защиту рефератов,
диктанты, сочинения и проекты по данной проблеме.
Например,
вопросы по энергосбережению включены в
учебные программы по физике, химии, географии, биологии, экологии и экономике.
Так, в школьном
курсе по географии тема энергосбережения освещается при изучении курсов «Физическая география
Украины» (8 класс) и при изучении природных ресурсов; в «Экономической географии Украины» (9 класс)
– при изучении отраслей промышленности и экономических районов; в
«Экономической и социальной географии мира» (10 класс) – при изучении
глобальных проблем мира или в курсе по экологии (10-11 классы) эти вопросы предусмотрены
в разделах «Система «природа-население-хозяйство»
и «Экологические стратегии, направления выхода из экокризисов».
Учащимся
предлагаются для выполнения ряд практических работ, в которых необходимо дать
оценку ресурсообеспеченности мирового хозяйства или сделать анализ
ресурсоемкости производства различных видов продукции. А в программе по физике
в 11 классе в разделах «Электрическое поле и ток» и «Электромагнитное поле»
предусмотрено исследование учащимися экологических проблем региона, связанных с производством, передачей
и потреблением электрической энергии.
– Принимают ли участие учебные заведения
Донецкой области во Всеукраинской неделе по энергосбережению?
– Конечно,
принимают активное участие. Ежегодно в октябре месяце в учебных заведениях
области проводится неделя по энергосбережению, на протяжении которой проводятся
различные мероприятия. Например, в этом учебном году в учебных заведениях
области проводились:
- тематические
уроки «Рациональное использование топливноэнергетических ресурсов»,
«Экологические проблемы современности», «Возобновляемые источники энергии -
пути улучшения климата», «Пути энергосбережения»;
- воспитательные
часы по темам «Энергия в окружающем мире», «Чистая энергия», «Интересные факты
из истории возникновения электрической лампочки», «Правила безопасного
пользования электроприборами», «Правила экономного использования
электроэнергии»;
- уроки - игры
«Встреча Обычной и Энергосберегающей лампочек», «Электричество: друг или враг»;
- игры-тренинги
«Энергосбережение»;
- диктанты «Виды
теплообмена», «Будь экономным»;
- акции «Сбережем
энергию в нашей школе»;
- тематические
выставки литературы «Внедрение современных энергосберегающих технологий»;
- викторины по
теме “Тепло – не вещь, его не видно, а беречь его нужно”;
- тематические
радиопередачи «Мировые проблемы энергосбережения»;
- виртуальные
путешествия-экскурсии по электростанциям Украины: ГЭС, АЭС.
- инструктажи по
правилам пользования электроприборами.
– Что еще Вы можете добавить о проводимой
работе по энергосбережению в системе образования области?
– Во всех учебных заведениях учителя,
воспитатели активно работают над воспитанием
бережливости у детей.
Хочу отметить, проведение
недели энергосбережения стало очередным шагом по реализации в г. Горловка городского
комплексно-целевого проекта «Энергосбережение - шаг к устойчивому развитию».
Проект ориентирован на интеграцию в систему образования вопросов
энергосбережения путем привлечения подрастающего поколения к
учебно-практической деятельности по вопросам эффективного использования
энергоресурсов.
Для города стала
традиционной система работы, которая ориентирована на пропаганду
энергосбережения. Все мероприятия направлены на конечный результат – формирование
экономической компетентности школьников, составляющими которой являются компоненты
модели выпускника «Энергоэконом». Учителями города разработан методический
сборник диктантов по энергосберегающей тематике, который готовится к печати.
В городе
Мариуполе ежегодно системная работа по данной проблеме заканчивается
региональной научно-практической конференцией «Энергетика. Энергосбережение и
экология» для старшеклассников, которая проходит на базе Приазовского
государственного технического университета при поддержке городского управления
образования. Учащиеся старших классов защищают свои доклады, научно-исследовательские
проекты по темам: электрификация,теплоэнергетика и промышленная
теплоэнергетика, теплотехника и промышленная экология.
Авторы лучших
работ получают не только грамоты, но и денежные призы от компании-спонсора REHAU.
В Макеевке в
городском лицее вышли на практический уровень. Под руководством учителя химии И.В. Костюковой в
2011 году ученик 9 класса Максим Волков разработал проект «Установление
экспериментальной модели фотоэлектростанции мощностью 250 Ватт», благодаря
которому стал призером Всеукраинского этапа
конкурса «INTEL EKO Украина» и дважды был призером
Международного конкурса по энегросбережению «Sare» в Норвегии.
Эта победа стала
толчком для создания мини-фотоэлектростанции в школе. Она была установлена в
2011 году и работает по настоящее время. Мини-фотоэлектростанция снабжает
электроэнергией кабинет химии, а ночью обеспечивает внешнее освещение вокруг
школы. В день она производит 1,6 кВт электроэнергии. За это время удалось предотвратить попадание в атмосферу
130,4 т углекислого газа, а также предупредить использование 44,5 грамма
радиоактивных элементов и сохранить 89 кВт энергии. На сегодняшний день идет
работа по расширению ее мощности.
В заключении
хочу сказать, что работа в данном направлении актуальна, и она будет
продолжаться. В перспективе мы видим дальнейшее
усиление практической направленности деятельности учебных заведений
области, использовании инновационных форм работы, научного потенциала и
экспериментальной базы высших учебных заведений.
Всем практикам
желаю творчества в дальнейших разработках инновационных проектов в сфере
энергосбережения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий