Translate

25 сентября 2013

Транспорт Донецка: от истории к современности


Первый трамвай
Донецкая область имеет развитую транспортную сеть: международный аэропорт Донецка, принимающий все типы самолетов при любых метеорологических условиях, аэропорт Мариуполя, Донецкая железная дорога – одна из крупнейших в Украине, Мариупольский морской порт, густая сеть автодорог международного, государственного, регионального значения, связанная с другими регионами Украины и югом России, с отличным качеством покрытия.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно.

Но наряду с развитой современной транспортной системой возникает ряд проблем, связанных, прежде всего, с экологией и энергетическими затратами. Экономия электроэнергии и экологическая безопасность являются первоочередной задачей в транспортном секторе любой страны и каждого региона в частности.

Донецкий регион прошел огромный этап развития электротранспорта: от появления первого трамвая в городе Сталино (бывшее название Донецка) до современного евротранспорта.

История донецкого транспорта
В отличие от многих больших городов, рождение которых определялось выгодами транспортно-географического положения, Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности благодаря богатым запасам полезных ископаемых. Возникновение города Донецка относится к лету 1869 года, когда началось строительство металлургического завода.
Известно, что первый трамвай был пущен в Донецке в 1928 году. Об этом упоминается в газете «Диктатура труда» от 16 июня 1928 года: «Трамвай состоит из 8 вагонов: 4 моторных и 4 прицепных. Вагоны оборудованы по образцу московских: раздельные скамьи со спинками, электрическое освещение, вентиляция и прочее. После окончания работ по прокладке пути в городе трамвай будет заходить на первую и вторую линии». 
Эта довоенная модель имела деревянно-металлический кузов, отличалась тяжеловесностью, кабина водителя не была отгорожена от пассажирского салона, двери закрывались вручную. Первый вагон запускался от Совбольницы (нынешняя площадь Ленина) в 5 утра, последний отходил от железнодорожной станции Сталино (нынешний вокзал) в 20:45. Маршрут был одноколейным. Стоимость проезда зависела от конечной точки следования пассажира: от Совбольницы до Ветки, например, она составляла 20 копеек, проезд по всему маршруту обходился в 25 копеек. Этот момент и является, по сути, началом появления городского пассажирского транспорта. До 1928 года населению Сталино как-то приходилось обходиться без регулярного рейсового транспорта. В дореволюционный период и в самом начале 20-х годов, когда Юзовка (первое название Донецка) еще оставалась поселком, ничем особым не выделяясь среди окружающих селений, потребность в передвижении население удовлетворяло с помощью гужевого транспорта. А при отсутствии оного проблем тоже не возникало – из края в край Юзовку можно было пройти пешком за час.
С приданием Юзовке статуса города, с включением в ее состав Смолянки и Калиновки проблема транспорта встает остро. Нельзя сказать, что ее не прогнозировали. Планы первой трамвайной линии были подготовлены еще в 1924 году.
Первая линия трамвая вступила в строй тогда, когда дальнейшее ее отсутствие ощущалось бы уже очень болезненно из-за быстрого темпа развития городского строительства.
К концу 1928 года маршрут был продлен еще на 3 километра – до металлургического завода (ключевого предприятия города). Тогдашние трамваи использовались не только для перевозки пассажиров – наряду с этим на специальных платформах транспортировались различные грузы. Таким образом, например, доставляли стройматериалы к микрорайону вблизи кинотеатра Шевченко, где тогда как раз ускоренными темпами сооружали жилые дома.
Ремонт и осмотр вагонов поначалу производился в помещении бывшего гвоздильного завода (на месте нынешнего драмтеатра) – до 1932 года, когда ввели в строй трамвайное депо на 36 вагоно-мест.
К 1939 году население Сталино составило 474 тыс. человек. Колоссальный рост его численности объяснялся промышленным бумом и приданием Сталино статуса областного центра.
Но транспортная проблема так до конца и не решилась. В ноябре 1939 года был запущен первый троллейбус, проследовавший от металлургического завода до Студгородка. Но все это лишь частично решало транспортную проблему. Имевшееся в наличии автобусное сообщение было настолько маломощным, что всерьез о нем как о надежном средстве выехать за пределы центра речь не шла.
Итак, отличительной чертой донецкого пассажирского транспорта на протяжении всей его истории оставалась перегруженность.

В 50-е года ходили «московские» трамвайные вагоны КТМ-1, КТП-1 с ручным открыванием дверей. Эти вагоны были снабжены световой сигнализацией в виде линз разного цвета, причем каждый маршрут имел свою комбинацию цветов.
Примета 60-х – трамвайные вагоны производства ГДР, первые бело-красные автобусы «Икарус», желтые троллейбусы и (невероятное для старожилов крушение всех городских традиций) слом трамвайного пути по улице Артема, перенос ее на Челюскинцев и запуск по Артема второго троллейбусного маршрута.
 Олицетворением 70-х годов были чешские трамваи «ЧКД», по передовому дизайну на донецких улицах воспринимавшиеся как какие-то луноходы, модернизированные троллейбусы завода имени Урицкого, желтые автобусы «Икарус» и колоссальная транспортная реконструкция в центре города, связанная со строительством нового здания обкома и переносом расположенного на этой территории трамвайно-троллейбусного парка.
 Эпоха 80-х – время спаренных троллейбусов на улице Артема, а также изобретения способа движения транспорта гуськом, по 5–10 единиц друг за другом, с последующим получасовым интервалом в виде полного отсутствия движения.
Транспорт сегодня
На сегодняшний день транспортный сектор города активно развивается и видоизменяется. На это направлена и принятая в ноябре 2007 года сессией Донецкого городского совета Концепция развития городского пассажирского транспорта в городе Донецке на период до 2020 года.
Об этой Концепции подробнее нашему журналу рассказал заместитель начальника Главного экономического управления горсовета по вопросам транспорта и связи Федор Викторович Плошай:

– При разработке данной Концепции был проведен анализ транспортной сети города, который выявил ряд недостатков как в формировании самой маршрутной сети, так и в ее наполняемости автомобильным транспортом (по классу и типу подвижного состава).
В целях выполнения положений Концепции, в период с 2008-го по настоящее время был проведен ряд мероприятий по совершенствованию маршрутной сети и структуры подвижного состава. Так, решениями исполкома Донецкого городского совета от 22.10.2008 №440, от 29.07.2009 №257 и от 15.05.2013 №98 утверждалась сеть городских маршрутов общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай). По состоянию на 01.05.2013 года маршрутная сеть города Донецка насчитывала 104 автобусных, 13 троллейбусных и 9 трамвайных маршрутов. Однако сегодня маршрутная сеть находится в динамичном развитии, что связано с изменениями пассажиропотоков (построен новый автовокзал «Западный», проводится оптимизация маршрутов, проходящих по центральным транспортным магистралям, вводятся в эксплуатацию новые объекты, имеющие большой пассажиропоток), поэтому она требует постоянного совершенствования.
Так, в целях перевозки пассажиров, прибывающих на автовокзал «Западный» и отправляющихся с данного автовокзала, в 2012 году были продлены схемы движения пяти городских автобусных маршрутов общего пользования: №№6А, 10, 63А, 63, 83.
Таким образом, количество автобусных маршрутов по сравнению с 2007 годом увеличилось на 14, или на 40%, количество микроавтобусных маршрутов снизилось на 48, или на 67%. При этом упорядочена работа транспорта на маршрутах города и снижено количество городских автобусных маршрутов с 125 действующих маршрутов в 2007 году до 100 действующих маршрутов в 2013 году. То есть количество маршрутов снизилось на 25 маршрутов, или на 20%.
В городе Донецке происходит и поэтапное изменение структуры пассажирского автотранспорта, уменьшение количества микроавтобусов, т.е. происходит постепенное обновление парка автобусов. При этом на маршруты становятся автобусы не ниже Евро-2.
Федор Викторович, будет ли Донецк закупать еще новый общественный транспорт?
– В течение 2011 – начале 2012 года исполкомом городского совета в коммунальную собственность было закуплено 100 единиц новых троллейбусов. В период с 2013 по 2014 год по схеме финансирования 50/50 (местный бюджет и государственный бюджет) планируется приобретение 20 троллейбусов и 10 трамваев, приобретение новых автобусов в коммунальную собственность на сегодняшний день не планируется.
 
Рекуперация на современном подвижном составе электротранспорта
Важным аспектом развития транспортного сектора города является его энергоэкономность и экологичность.
Следует отметить, что в новом подвижном составе задействованы энергосберегающие технологии, которые позволяют экономить электроэнергию до 30% по сравнению с затратами старых машин.
Рассказал об этом главный инженер ККП ДГС «Донэлектроавтотранс» Виктор Александрович Щербак:
– ККП ДГС «Донэлектроавтотранс» имеет в наличии современные трамвайные вагоны К-1, ЛМ-2008 и троллейбусы ЛАЗ183А1 и ЛАЗ301А. Это транспорт нового поколения, в котором воплощены достижения мирового трамвае- и троллейбусостроения, а именно:
-снижение эксплуатационных расходов за счет применения высоконадежного оборудования, требующего в несколько раз меньше затрат на обслуживание и ремонт;
-удобство в обслуживании и эксплуатации за счет современных конструкторских и дизайнерских решений, применение современного оборудования и оптимального его расположения;
-высокий уровень комфорта для пассажиров достигнут за счет применения высококачественных материалов, элементов оборудования салона и последних достижений в области эргономики и технической эстетики;
- значительная экономия электроэнергии до 30% достигается за счет:
1. Применения тягового электрооборудования с ТИСУ (транзисторно-импульсная система управления).
2. Оптимизации двигателя бортовым компьютером (процессором).
3. Быстродействующего автоматического выключателя с дистанционным управлением, обеспечивающим безотказную коммутацию высоковольтной цепи во всех режимах по команде бортовой ЭВМ или водителя.
4. Тормозного электрооборудования на основе электродинамического тормоза.
5. Современных асинхронных электродвигателей, обеспечивающих повышение динамических характеристик.
6. Преобразователя тока (чоппер) в качестве силовых элементов, где применены GTO-тиристоры. Обеспечивает плавную и экономичную регулировку тока в тяговых электродвигателях.
7. Системы датчиков, следящих за параметрами температуры (tºС, I, U и т.д.) элементов, находящихся в контейнере. Исключает возможность выхода данных элементов из строя, что сводит к минимуму эксплуатационные затраты и затраты, связанные с ремонтом электрического оборудования.
8. Бортовых ЭВМ, управляющих всеми процессами в электрооборудовании тягового привода и системах безопасности движения, и выдачи в соответствии со всеми данными наиболее экономичного и оптимального режима управления током тяговых двигателей.
Кроме решения энергетических проблем, важной проблемой является экологический аспект.
Для решения экологической проблемы в транспортном секторе необходимо провести ряд соответствующих мер.
Следует иметь в виду, что в атмосфере города Донецка присутствует повышенная концентрация загрязняющих веществ, причем влияние работы автомобильного транспорта на это загрязнение достигает 40%.
Основными направлениями снижения уровня загрязнения окружающей среды от работы транспорта является:
 - модернизация и совершенствование улично-дорожной сети, строительство новых транспортных развязок (в том числе на разных уровнях), создание обособленных магистралей и путепроводов для движения пассажирского и грузового транспорта, организация рациональной схемы маршрутов движения пассажирских и грузовых потоков магистралями города;
 - создание оптимальных систем управления движением транспорта, расширение автоматизированных систем управления дорожным движением с подключением к системе самых важных транспортных развязок.
Приоритетным направлением улучшения экологической обстановки в городе является развитие сети городского электротранспорта, а также увеличение подвижного состава трамваев и троллейбусов, что работают на маршрутах города. Кроме того, для обеспечения экологической безопасности необходимо проведение мероприятий по переводу пассажирского автотранспорта на газовое топливо, для чего необходимо строительство сети газонаполнительных станций, которые должны располагаться вблизи больших пассажирообразующих точек.

Важным фактором является также возобновление подвижного состава с приоритетом автобусов, которые используют экологически чистые двигатели, в дальнейшем – переход на двигатели, соответствующие стандартам Евро-3 и Евро-4, и недопущение снижения части горэлектроавтотранспорта в общем объеме перевозок. Кардинальное решение проблемы экологической безопасности может быть достигнуто при введении в эксплуатацию скоростной транспортной оси, что позволит существенно сократить количество необходимых транспортных средств и значительно снизить нагрузку на экологически неблагополучные магистрали. При проведении комплекса мероприятий по улучшению экологии города необходимо учесть расчеты выбросов выхлопных газов и экологического риска, приведенные в проекте «Комплексной схемы организации дорожного движения в городе Донецке к 2015 году».
С целью улучшения экологической обстановки в городе целесообразным является проведение комплекса мероприятий по замене автобусов малого класса на автобусы повышенной вместимости. Так, автобус малого класса (по типу «Газели»), перевозя 12 пассажиров, расходует до 20 л бензинового топлива на 100 км. Таким образом, удельная затрата топлива на одного перевезенного пассажира у автобусов малого класса – 1,25. Автобус среднего класса, перевозя в часы пик до 50 пассажиров, расходует 15 л дизельного топлива, то есть удельная затрата топлива на одного пассажира у данного класса автобусов – 0,3.
Реализация Концепции развития городского пассажирского транспорта будет продолжаться и в дальнейшем. Кроме того, в городе Донецке планируется проведение конкурсов на определение перевозчиков для работы на городских автобусных маршрутах общего пользования. Условиями конкурсов будет предусмотрен автотранспорт средней и большой вместимости, что позволит продолжить обновление подвижного состава на маршрутах города и завершить замену микроавтобусов на автобусы.
При подготовке материала использованы также источники:
©



Комментариев нет:

Отправить комментарий